Обзор изменения законодательства за декабрь 2020 г

АКФ МИАН - Обзор изменения законодательства за декабрь 2020 г

Обзор изменения законодательства за декабрь 2020 г

Обзор ключевых изменений законодательства за декабрь 2020 г с комментариями специалиста АО "АКФ "МИАН"


1. Победа налогоплательщика в споре с ФНС: не всегда «родственные» связи приводят к контролируемой задолженности перед иностранной компанией – необходимо рассматривать совокупность обстоятельств для каждого конкретного случая

Решение Верховного суда РФ № 309-ЭС20-7376 по делу № А60-29234-2019 от 14.09.2020 г.

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

6 млрд руб. займов под 13% годовых получила одна российская организация от другой российской, % учитывала в налогооблагаемых расходах в течение нескольких лет. Обе компании имеют общую материнскую компанию (участие более 90%) и общую иностранную «бабушку» (также с долей участия более 90%). На этом основании налоговые органы признали участников сделки взаимозависимыми, а задолженность — контролируемой. Руководствуясь ст. 105.1, 105.14, 252, 247, 265, 269 НК РФ налоговики у компании-займополучателя из расходов по налогу на прибыль убрали % с переквалификацией в дивиденды. Арбитражные суды трех инстанций с выводами ФНС согласились. Однако ВС отменил решение налоговой инспекции по совокупности следующих обстоятельств дела:

  • иностранная компания имела номинальный статус — права на дивиденды у нее отсутствовали, а конечными бенефициарами были налоговые резиденты РФ,
  • материнская компания финансовых потоков с дочерними российскими компаниями не имела, займы были предоставлены из свободных средств российской компании-заимодавца,
  • злоупотреблений в налоговых правоотношениях (оптимизации налоговой нагрузки) у компаний не обнаружено, заимодавец уплатил налог на прибыль с %-ых доходов по выданным займам,
  • заемные средства имели деловую цель и фактически пошли на планируемую закупку оборудования, то есть расходы на % по займам экономически обоснованы,
  • в случае переквалификации корпоративной формы заимствования в дивиденды, последние облагались бы по ставке налога на прибыль 0% на основании п. 3 ст. 284 НК РФ — бюджет имел бы налоговые потери.

Данные обстоятельства ФНС и Арбитражными судами не были взяты в расчет.


2. Принят федеральный закон о дистанционной работе, вступает в силу с 1 января 2021 года.

Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях»

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

Федеральный закон дает понятие дистанционной (удаленной) работы, предусматривает, что трудовым договором (дополнительным соглашением к нему) может предусматриваться выполнение работником трудовой функции дистанционно:

  • либо постоянной основе, либо временно,
  • непрерывно в течение срока не превышающего 6 месяцев, либо периодически с чередованием периодов дистанционной работы и работы на стационарном рабочем месте.

Федеральным законом предусмотрены гарантии по оплате труда дистанционной работы. Так, переход на удаленную работу не может быть основанием для снижения заработной платы.

Установлена возможность перевода работника на временную дистанционную работу по инициативе работодателя без согласия работника только в исключительных случаях (катастрофы природного или техногенного характера, эпидемии и др. случаях), а также в случае принятия соответствующего решения органом государственной власти и/или органа местного самоуправления. В этом случае внесение изменений в трудовой договор с работником не требуется, и за таким работником сохраняется его стационарное рабочее место.

Работодатель обязан обеспечить дистанционного работника необходимыми средствами для выполнения им трудовой функции: оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации. При использовании работником собственной или арендованной техники и оборудования (с согласия или ведома работодателя) работодатель должен компенсировать расходы на них и их использование. Порядок компенсации (размер, сроки выплат) должен быть определен трудовым договором, дополнительным соглашением к нему, локальным актом и/или определенных коллективным договором.

Федеральным законом также предусмотрены и основания для прекращения трудового договора по инициативе работодателя с дистанционным работником в случае, если работник в период выполнения удаленной работы без уважительной причины не взаимодействует с работодателем более 2 рабочих дней с даты поступления запроса работодателя, а также в случае изменения работником местности выполнения трудовой функции, если это влечет невозможность исполнения работником его обязанностей по трудовому договору на прежних условиях.


3. Правительственной комиссией утверждена Концепция комплексного развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности

"Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности" утверждена решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 25.12.2020 N 34

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

Концепция распространяется на все направления деятельности (включая и внутренние бизнес-процессы компаний), направлена на упрощение электронного взаимодействия (и в том числе между государственными органами власти), на повышение эффективности внедрения документооборота за счет продвижения высокотехнологичных решений и оптимизации правового регулирования.

Концепция предусматривает пути реализации таких задач в части развития и внедрения электронного документооборота как: взаимодействие с контролирующими и исполнительными органами, обмен с контрагентами других иностранных юрисдикций, установление единых технологических правил обмена документами (описаны возможные схемы процессов выставления электронных счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, двусторонних актов), увеличение числа форматов электронных документов. Например, к числу форматов документов, требующих первоочередной разработки, Концепция относит: договоры с контрагентами, акты сверки взаимных расчетов, транспортные и расходные накладные, КС-2, КС-3 и другие. Решения для стандартизации многих из этих документов будут претворяться в жизнь посредством многоуровневой стандартизации в связи с большой вариативностью информации, используемой для их наполнения.


4. В IV квартале 2020 года Конституционный Суд РФ сформулировал новые правовые позиции по вопросам налогообложения недвижимого имущества

Информация ФНС

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

Суд указал, что применение кадастровой стоимости как налоговой базы по налогу на имущество в соответствии с особенностями, установленными ст. 378.2 НК РФ, не предусматривает ее увеличение на сумму НДС.

Включение объекта налогообложения в ежегодно формируемый перечень имущества (п. 7 ст. 378.2 НК РФ) субъектом РФ, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости, должно основываться на его характеристиках, а не только на правовом режиме занимаемого им земельного участка. Суд дал разъяснение, что пп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ не предполагает определение налоговой базы исходя из кадастровой стоимости недвижимости (здания) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Суд отказал в принятии жалобы на Закон Москвы от 19.11.2014 N 51 «О налоге на имущество физических лиц», который не устанавливает налоговую льготу на имущество для физических лиц, аналогичную льготе для организаций (Закон Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций»), по которому налогоплательщики уплачивают 25% от суммы налога в отношении зданий, если по результатам определения вида их фактического использования установлено, что менее 20% их общей площади их общей площади используется под офисы, объекты торговли, общепита и бытового обслуживания (п.2.3 ст. 4.1 Закона).

Суд указал, что сама льгота предоставлена определенной категории лиц, и ее установление (расширение, сужение круга льготируемых лиц) относится к прерогативе законодателя.


5. Ко второму чтению подготовлен законопроект о совершенствовании налогового мониторинга в рамках Концепции развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга

Проект Федерального закона N 1025470-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового мониторинга)

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

Налоговый мониторинг — это достаточно новая форма налогового контроля, применяемая с 1 января 2015 г., когда ФНС заменяет традиционные камеральные и выездные проверки постоянным онлайн-контролем соблюдения налогового законодательства с помощью удаленного подключения к информационным системам налогоплательщика (гл. 14.7 НК РФ). Инспекторы вместо проведения камеральных и выездных проверок контролируют расчет налогов в режиме реального времени и сообщают организации о выявленных ошибках.

Цель законопроекта - сделать налоговый мониторинг доступнее, и в частности законопроектом:

  • снижаются критерии для обращения организаций с заявлениями о переходе на налоговый мониторинг (снижен с 300 до 100 млн рублей объем уплачиваемых за календарный год налогов, снижен с 3 до 1 млрд рублей суммарный объем полученных доходов, а также размер совокупной стоимости активов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности);
  • разработано положение, на основании которого должностное лицо налогового органа, проводящее налоговый мониторинг, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, эти документы (информацию);
  • устанавливается обязанность налогового органа уведомить в электронной форме организацию о наличии основания для досрочного прекращения налогового мониторинга и право организации представить в налоговый орган необходимые пояснения;
  • корректируются некоторые процедурные вопросы, связанные с порядком проведения налогового мониторинга;
  • уточняются положения, касающиеся применения заявительного порядка возмещения НДС, освобождения от уплаты акциза.


6. Обновлен перечень иностранных государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией.

Приказ ФНС России от 03.11.2020 N ЕД-7-17/788@ (зарегистрирован в Минюсте России 09.12.2020 N 61363).

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

В рамках международных договоров ФНС России в автоматическом режиме осуществляет обмен с компетентными органами иностранных юрисдикций финансовой информацией полученной от российских организаций финансового рынка. Утвержден новый перечень государств, в который включено 79 иностранных государств и 12 территорий. Перечень дополнен такими юрисдикциями, как Нигерия и Турция.


7. Минфином РФ выпущены очередные ежегодные рекомендации по проведению аудита бухгалтерской отчетности за 2020 год

"Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2020 год" (Письмо Минфина России от 29.12.2020 N 07-04-09/115445)

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

Обстоятельства по распространению COVID-19 и связанных с ней ограничений рекомендовано принимать во внимание аудиторами на всех этапах проведения проверки и руководствоваться:

  • рекомендациями по проведению аудита, одобренные Советом по аудиторской деятельности 18 декабря 2020 г.;
  • информационным сообщением ИС-аудит-32 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии";
  • письмом Минфина России от 7 апреля 2020 г. N 07-02-09/27403.
  • документом N ПЗ-14/2020 по обобщению отдельных вопросов бухгалтерского учета, связанных с деятельностью организаций в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Основным трендом в них является оценка аудиторами влияния пандемии на деятельность и бухгалтерскую отчетность аудируемых лиц, которая формируется на основании анализа совокупности следующих факторов:

  • относится ли организация к «пострадавшим» отраслям,
  • влияние волатильности на рынках капитала, товарных и валютных на финансовое положение и результаты деятельности аудируемого лица
  • наличие таких аспектов у аудируемых лиц как: простои, обесценение, арендные обязательства, выходные пособия, неустойки за срыв договоров.

Минфин обращает также внимание на последствия возможных сбоев в системе внутреннего контроля из-за вынужденных сокращений штатов, ограничений по взаимодействиям, ослабления надзора за работниками, расширения предоставления прав доступа к данным и возрастающие в связи с этим риски недобросовестных действий и кибер-риски. Аудиторам рекомендуется рассмотреть меры руководства аудируемого лица по снижению данных рисков СВК.

Рассмотрены также и отдельные вопросы бухгалтерского учета, в частности: формирование информации в бухгалтерском учете о налоге на прибыль. В Рекомендациях говорится, что ПБУ 18/02 не содержит ограничений для применения любого из способов по своему выбору (балансового или способа отсрочки). Принятое решение организация должна оформить в учетной политике, и с случае внесения изменения в учетную политику по определению текущего налога на прибыль, его последствия организация должна отразить в разделе 2 отчета об изменениях капитала.


8. С 1 января 2021 года вводятся новые критерии для обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Федеральный закон от 29.12.2020 N 476-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

Увеличиваются финансовые критерии, превышение пороговых значений которых является основанием для проведения обязательного аудита:

  • по размеру дохода - с 400 до 800 млн рублей;
  • по размеру активов бухгалтерского баланса - с 60 до 400 млн рублей.

При этом, по старым правилам под доходом именовалась «выручка от продажи товаров, работ, услуг», по новым же правилам доход определяется по правилам законодательства о налогах и сборах РФ, то есть включая доходы от реализации и внереализационные доходы.

Введено уточнение, устанавливающее обязательный аудит фондов при условии поступления имущества и денежных средств в предшествующем отчетном году свыше 3 млн рублей.

  • 12 / Янв / 2021