Обзор изменения законодательства за февраль 2021 г

АКФ МИАН - Обзор изменения законодательства за февраль 2021 г

Обзор изменения законодательства за февраль 2021 г

Обзор ключевых изменений законодательства за февраль 2021 г с комментариями специалиста АО "АКФ "МИАН"


1. ФНС подготовлен проект обновленных требований к организации системы внутреннего контроля в целях проведения налогового мониторинга

Проект Приказа ФНС России "Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля (СВК), а также форм и форматов документов, представляемых организациями при раскрытии информации о СВК".

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

Организации, в отношении которых проводится налоговый мониторинг в соответствие с главой 14.7 НК РФ, обязаны соблюдать требования к системе внутреннего контроля (СВК) за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

К проекту приказа разработан классификатор выявляемых рисков СВК, который разделен на риски ФХД, риски отражения операций в налоговом учете и в учетных программных продуктах, риски в первичных документах, налоговых регистрах и налоговой отчетности, риски в порядке уплаты налогов и сборов.

Согласно проекту СВК должна отвечать специфике финансово-хозяйственной деятельности организации и функционировать на постоянной основе. В составе требований к СВК также указаны также требования в отношении контрольной среды, системы выявления и управления рисками, порядок раскрытия информации о рисках и контрольных процедурах.

В организации должно быть установлено разделение ответственности и полномочий сотрудников, обеспечивающих функционирование, мониторинг, оценку организации и совершенствование системы внутреннего контроля.

Планируется признать утратившим силу Приказ Федеральной налоговой службы от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@ "Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля".


2. ЦБ РФ сохраняет ключевую ставку на уровне 4,25% годовых

Информация Банка России от 12.02.2021

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

Банк России отметил, что в декабре и январе 2021 г. сохранились на повышенном уровне темпы роста цен. Восстановление спроса происходит быстрее и носит более устойчивый характер, чем ожидалось ранее, вместе с этим инфляционные ожидания населения и бизнеса пока остаются на повышенном уровне. Также ожидания дополнительных мер бюджетной поддержки способствуют росту цен на финансовых и товарных рынках.

Прогноз ЦБ РФ по инфляции на 2021 год повышен до 3,7–4,2%. В дальнейшем с учетом проводимой денежно-кредитной политики инфляция будет находиться вблизи 4%.

Совет директоров Банка России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 4,25% годовых.

Далее Банк России будет определять сроки и темпы возврата к нейтральной денежно-кредитной политике, принимая во внимание по-прежнему высокую неоднородность текущих тенденций в экономике и динамике цен и с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.


3. Внесены уточнения по раскрытию информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с отчетности за 2020 год

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ от 24 февраля 2021 г. N ИС-учет-32

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

Приказом Минфина России от 27.11.2020 N 287н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету", зарегистрированным в Минюсте России 16.02.2021 N 62516, внесено следующее дополнение в части раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности:

«В случаях, когда раскрытие информации в установленном объеме приведет или может привести к потерям экономического характера и (или) урону деловой репутации организации, и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон, организация может раскрывать информацию в ограниченном объеме, не раскрывая те сведения, которые обусловливают указанные потери и (или) урон.»

Указанное дополнение внесено:

  • в ПБУ 9/99 "Доходы организации";
  • в ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах";
  • в ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда";
  • в ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам".

Приказ № 287н вступает в силу с 27 февраля 2021 г. и подлежит применению, начиная с раскрытия информации в бухгалтерской отчетности за 2020 г.


4. Разрешено заочное утверждение годовой бухгалтерской отчетности в 2021 году

Федеральный закон № 17-ФЗ от 24 февраля 2021 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О международных компаниях и международных фондах" и о приостановлении действия отдельных положений Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

Федеральным законом 17-ФЗ от 24 февраля 2021 г. на период до 31 декабря 2021 г. включительно приостановлено действие положений Федеральных законов об АО и ООО, устанавливающих запрет на проведение общих собраний в форме заочного голосования.

В связи с этим в 2021 г. годовая бухгалтерская отчетность АО (208-ФЗ) и ООО (14-ФЗ) может быть утверждена решением общего собрания акционеров или общего собрания участников ООО в форме заочного голосования без проведения собрания (совместного присутствия акционеров или участников). Для процедуры заочного голосования по поводу утверждения годовой бухгалтерской отчетности совет директоров АО или исполнительный орган ООО должны предварительно принять решение о форме проведения общего собрания. При этом общее собрание акционеров должно быть проведено не позднее 30 июня года, следующего за отчетным, а общее собрание участников ООО - не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 17-ФЗ вступает в силу 7 марта 2021 г.


5. Правительство запускает новую льготную программу кредитования бизнеса, пострадавшего от пандемии коронавируса с 9 марта 2021 г.

Информация Минэкономразвития России от 25.02.2021

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

Срок кредита составит один год, конечная ставка для бизнеса - всего 3%, при этом государство, со своей стороны, дотирует банкам 6%. 75% от суммы основного долга и процентов покрывается поручительством ВЭБ.РФ.

Новым механизмом могут воспользоваться участники программы ФОТ 2.0, которые работают в невосстановившихся отраслях - сфере общественного питания, культуры, спорта, развлечений, организации мероприятий и туризма.

В первые 6 месяцев для заемщика не предусмотрено никаких выплат по основному долгу и процентам. В течение последующих 6 месяцев кредит необходимо гасить равными долями ежемесячно плюс выплачивать проценты.

Максимальная сумма кредита будет определяться исходя из МРОТ (12 792 рубля) на каждого работника в расчете на 12 месяцев.

Доступ к программе, как и в случае с ФОТ 2.0, получат микро- и малые предприятия по основному или дополнительному кодам ОКВЭД. Средние и крупные предприятия - только по основному.

Заявки на участие в программе бизнес сможет подавать с 9 марта по 1 июля 2021 года.


6. Разъяснен порядок исправления технических ошибок в счетах-фактурах при исправлении цены отгруженного товара

Информация ФНС России от 05.02.2021

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

При исправлении цены отгруженного товара из-за допущенной ошибки корректировочный счет-фактура не выставляется - к такому выводу пришла ФНС при рассмотрении жалобы налогоплательщика по решению налоговой инспекции.

В ходе камеральной налоговой проверке было установлено, что организация внесла исправления в первичные учетные документы и счета-фактуры в части уменьшения цены единицы товара и корректировочные счета-фактуры не выставляла по причине того, что указанные исправления были направлены на приведение цены в соответствие с договором. Налоговая инспекция посчитала, что организация занизила налоговую базу по НДС, так как налогоплательщик должен был уменьшить свои обязательства, составив корректировочные счета-фактуры и предъявить их к вычету.

ФНС России отменила решение инспекции. Она указала, что согласно п.3 ст. 168 и п. 10 ст. 172 НК РФ корректировочные счета-фактуры выставляются при наличии договора, соглашения или иного первичного документа, подтверждающего согласие покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров. В рассматриваемом случае установленная договором цена товара не изменялась.


7. Будут скорректированы формы счета-фактуры (а также корректировочного счета-фактуры) и в книги покупок (продаж)

Проект Постановление Правительства РФ "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137"

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

Проектное обновление формы счета-фактуры связано с тем, что Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и Закон «О налоговых органах РФ» в состав реквизитов счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры включены ст. 169 НК РФ новые реквизиты: регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости; количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости; количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.

В связи с этим, в частности, формы счета-фактуры, а также корректировочного счета-фактуры дополнены новыми графами:

  • «регистрационный номер декларации на товары или регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости»,
  • «код количественной единицы измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости»,
  • «количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара»,
  • «стоимость товара, подлежащего прослеживаемости, без налога в рублях».


8. С 1 января 2021 года расширен перечень расходов, по которым можно заявить инвестиционный вычет по налогу на прибыль. Это расходы на НИОКР.

Информация ФНС России, публикация на сайте www.nalog.ru от 19.02.2021: "Налоговая политика и практика: об особенностях применения инвестиционного вычета по расходам на НИОКР"

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

Уже более 3-х лет в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ прописался такой механизм налоговой минимизации, как инвестиционный вычет. НК РФ для этих целей дополнен новой ст. 286.1 НК РФ, которая начала действовать с 1 января 2018 г. и заканчивает 31 декабря 2027 года.

Воспользоваться данным вычетом можно в отношении налога, уплачиваемого как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения (п. 1 ст. 286.1 НК РФ).

Отметим, что использовать инвестиционный налоговый вычет или отказаться от него можно только начиная с нового года, то есть с очередного налогового периода по налогу на прибыль. При этом если компания решилась применять вычет, то отказаться от него можно будет только через три года. А если компания отказывается от применения вычета, то новое право на получение вычета можно будет получить тоже только через три года.

В инвестиционный вычет были ранее включены расходы по основным средствам (с некоторыми ограничениями), организационной инфраструктуры, пожертвованиям, (п. 2 ст. 286.1 НК РФ).

С 1 января 2021 года данный перечень дополнен расходами на НИОКР кроме отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности) (п. 2 ст. 262, пп. 6 п. 2 ст. 286.1 НК РФ).

Соответствующие поправки в НК РФ были приняты Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ.

С 1 января 2021 г. субъекты РФ вправе своими законами вводить инвестиционный налоговый вычет (ИНВ) по расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

При этом до 90% таких расходов можно относить на уменьшение налога на прибыль в региональный бюджет, а 10% – в федеральный. В каждом регионе указанный вычет вводится законом субъекта РФ.

Особенности данного вычета заключаются в следующем:

  • ИНВ применяется к налогу, исчисленному за отчетный период, в котором завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт сдачи-приемки;
  • вычет может быть перенесен на будущее, если иное не установлено законом субъекта РФ;
  • созданные нематериальные активы, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение ИНВ, не подлежат амортизации;
  • расходы на НИОКР, для которых организация использовала право на применение ИНВ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Налогоплательщикам, которые уже занимаются или планируют заниматься НИОКР, следует поинтересоваться, принят ли в регионе нахождения их организации или ее обособленного подразделения соответствующий закон.


9. Минфином и ФНС даны разъяснения для участников МГК о документации поставляемой в ФНС и о признания для целей налогообложения расходов услуг, оказываемых взаимозависимыми иностранными организациями

Письмо Минфина РФ от 8.02.2021 г. N 03-12-11/4/7906. Письмо ФНС России от 12.02.2021 N ШЮ-4-13/1749@

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

Участником международной группы компаний (МГК) в целях гл. 14.4 НК РФ признается лицо, входящее в совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, признаваемых международной группой компаний, а также лица, указанные пп. 2,3 п. 2 ст. 105-16-1 НК РФ (участник МГК, финансовая отчетность по которому не учитывается при составлении консолидированной отчетности, и постоянное представительство).

Налогоплательщики, являющиеся участниками МГК, обязаны представлять в ФНС уведомление об участии в МГК и страновые сведения по МГК, участником которой является налогоплательщик (п. 4 ст. 106.16-1 НК РФ).

При оценке экономической обоснованности понесенных "внутригрупповых" расходов, а также признания доходов от такой деятельности, налоговому органу следует разграничивать такие услуги и понятие "акционерная деятельность".

Исходя из правоприменительной практики, акционерная деятельность имеет следующие основные характеристики:

  • деятельность осуществляется исходя из потребностей самих акционеров, а не отдельных участников МГК;
  • экономическая выгода от такой деятельности прослеживается на уровне МГК в целом, а не на уровне отдельных компаний МГК (аналогичным образом в отношении акционерной деятельности для операционного сегмента или бизнес-сегмента экономическая выгода от такой деятельности прослеживается на уровне сегмента в целом);
  • участники МГК не привлекли бы третьих независимых лиц для оказания такого рода услуг на возмездной основе и не осуществляли бы такую деятельность самостоятельно.

В Письме ФНС приведен перечень функций, которые могут быть отнесены к акционерной деятельности по стратегическому управлению МГК, планированию и контролю бизнеса МГК.

ФНС сообщает, что в рамках осуществления акционерной деятельности не происходит оказания услуг. Расходы, связанные с акционерной деятельностью, может нести компания МГК, которая является акционером по отношению к одной или нескольким компаниям группы, либо отдельная компания специального назначения, должным образом уполномоченная на это указанной выше компанией-акционером.

  • 10 / Мар / 2021