Обзор изменения законодательства за май 2021 г

АКФ МИАН - Обзор изменения законодательства за май 2021 г

Обзор изменения законодательства за май 2021 г

Обзор ключевых изменений законодательства за май 2021 г с комментариями специалиста АО "АКФ "МИАН"


1. НК РФ введена обязанность иностранных компаний, работающих в России, предоставлять сведения о своих участниках и бенефициарах

Федеральный закон от 20.04.2021 N 100-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

Иностранные компании и иностранные структуры без образования юридического лица будут обязаны не позднее 28 марта предоставлять в налоговые органы по месту постановки на учет сведения о своих участниках (учредителях, бенефициарах, управляющих), сформированные по состоянию на 31 декабря.

Раскрывать информацию нужно также и о косвенном участии (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого или косвенного участия превышает 5%.

От данной обязанности освобождаются только иностранные организации, которые стоят на учете в налоговом органе РФ исключительно как поставщики электронных услуг.

Закон вступит в силу с 1 января 2022 года. Впервые представить сведения о своих учредителях иностранные компании должны будут не позднее 28 марта 2022 года.

Одновременно вводится ответственность за непредставление в налоговый орган указанных сведений (штрафные санкции 50 тыс. руб.).


2. Право на "налоговую реконструкцию" может быть реализовано налогоплательщиком, содействовавшим в устранении потерь казны

Определение Верховного Суда РФ от 19.05.2021 N 309-ЭС20-23981, А76-46624/2019

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

Суть налоговой реконструкции заключается в том, что при обнаружении налоговыми органами сделок с использованием формального документооборота, организуемого с участием компаний, не ведущих реальной экономической деятельности ("технические" компании), налоговые обязательства рассчитываются с учетом фактических расходов налогоплательщика.

В Верховном Суде РФ рассматривалось дело по кассационной жалобе налогового органа.

По результатам налоговой проверки организация была привлечена к налоговой ответственности за уменьшение налоговых обязательств посредством заключения фиктивных договоров на перевозку товаров с контрагентами-"однодневками".

Судами было установлено, что формальный документооборот с участием "технических" компаний был организован самим налогоплательщиком, который перестал содержать собственный штат водителей и парк грузового транспорта, приобретая услуги перевозки у "технических" компаний. При этом фактическая перевозка готовой продукции осуществлялась физическими лицами (водителями) в отсутствие договорных отношений с налогоплательщиком.

В ходе проведения налоговой проверки, а также при рассмотрении дела в суде налогоплательщиком не были раскрыты сведения и доказательства, позволяющие установить, какая часть из зачисленных на счета физлиц денежных средств имела отношение к оплате осуществленных перевозок.

ВС РФ указал, что, если цель уменьшения налоговой обязанности за счет организации формального документооборота с участием "технических" компаний преследовалась непосредственно налогоплательщиком или по крайней мере при известности налогоплательщику об обстоятельствах, характеризующих его контрагента как "техническую" компанию, применение расчетного способа определения налоговой обязанности в такой ситуации не отвечало бы предназначению данного института, по сути уравнивая в налоговых последствиях субъектов, чье поведение и положение со всей очевидностью не является одинаковым: налогоплательщиков, допустивших причинение потерь казне для получения собственной налоговой выгоды, и налогоплательщиков, не обеспечивших должное документальное подтверждение осуществленных ими операций.

В то же время право на вычет фактически понесенных расходов при исчислении налога на прибыль может быть реализовано налогоплательщиком, содействовавшим в устранении потерь казны - раскрывшим в соответствии с требованиями подпункта 6 пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 54 НК РФ сведения и документы, позволяющие установить лицо, осуществившее фактическое исполнение по сделке, осуществить его налогообложение и таким образом вывести фактически совершенные хозяйственные операции из "теневого" (не облагаемого налогами) оборота.

Однако в рассматриваемой ситуации обществом не были предоставлены соответствующие сведения и подтверждающие документы по спорным сделкам, в связи с чем суд признал правомерным доначисление налогов без учета понесенных обществом расходов.


3. В целях исчисления налога на имущество ФНС разъяснила порядок отнесения имущества к движимому или недвижимому

Письмо ФНС России от 21.05.2021 N БС-4-21/7027@

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

В целях поощрения инвестиций в новое оборудование движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 в качестве объекта основных средств, не признавалось объектом налогообложения на основании пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, действовавшего до 01.01.2015, начиная с 01.01.2015 до 01.01.2019 - на основании п. 25 ст. 381 НК РФ.

Сами по себе критерии прочной связи вещи с землей, невозможности раздела вещи без разрушения, повреждения или изменения ее назначения, а также соединения вещей для использования по общему назначению, используемые гражданским законодательством, не позволяют однозначно решить вопрос о праве на применение льготы. Наличие (отсутствие) сведений об объекте основных средств в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеет доказательное значение, но также не может использоваться в качестве безусловного критерия для оценки правомерности применения льготы.

Верховный Суд исходит из необходимости использования в данном случае установленных в бухгалтерском учете формализованных критериев признания имущества (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов основных средств на основе их классификации согласно ОК 013-2014 (СНС 2008) и ранее действовавшему ОК 013-94, в соответствии с которыми оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу основных средств, за исключением прямо предусмотренных в классификаторах случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации).

Таким образом, исключения из объектов налогообложения применимы к машинам и оборудованию, выступавшим движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, а не в качестве составных частей капитальных сооружений и зданий.


4. ФНС разъяснила особенности передачи сообщений реорганизованными организациями об исчисленных налоговыми органами суммах транспортного и земельного налогов

Письмо ФНС России от 30.04.2021 N БС-4-21/6154@

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

ФНС разъясняет, что обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном ст. 50 НК РФ.

Начиная с 2021 г. за период постановки на учет реорганизованных юридических лиц в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им земельных участков и (или) транспортных средств составление и передача сообщений осуществляется правопреемникам.

Срок передачи сообщений - обычный: не позднее 6 месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за год.


5. Для учета договоров страхования введен в действие на территории РФ новый МСФО (IFRS) 17 "Договоры страхования"

Приказ Минфина России от 20.04.2021 N 65н

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

При применении МСФО (IFRS) 17 организация должна учитывать свои действительные права и обязанности, независимо от того, обусловлены они договором, законом или нормативными актами.

Организация должна применять МСФО (IFRS) 17:

  • к выпущенным ею договорам страхования, включая договоры перестрахования;
  • к удерживаемым ею договорам перестрахования;
  • к выпущенным ею инвестиционным договорам с условиями дискреционного участия при условии, что организация также выпускает договоры страхования.

Организация должна применять МСФО (IFRS) 17 в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2023 года или после этой даты. Если организация применит МСФО (IFRS) 17 в отношении более раннего периода, она должна раскрыть этот факт в отчетности. Допускается досрочное применение для организаций, которые применяют МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" на дату первоначального применения МСФО (IFRS) 17 или до нее.

МСФО (IFRS) 17 заменяет МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования" с учетом поправок 2020 года.


6. С 21 мая 2021 года введен в действие новый упрощенный порядок предоставления налоговых вычетов по НДФЛ

Письма ФНС России от 05.05.2021 N ПА-4-11/6227@, от 21.05.2021 N БС-4-11/7032

Комментарий аудиторов АКФ МИАН:

Новый порядок применяется к правоотношениям по предоставлению налоговых вычетов, право на которые возникло у налогоплательщика с 1 января 2020 года.

В упрощенном порядке, т.е. без представления декларации 3-НДФЛ и пакета подтверждающих документов, можно получить налоговый вычет по расходам на приобретение жилья, уплату процентов по ипотеке, а также в сумме внесенных на индивидуальный инвестиционный счет средств.

Однако, невозможно получить в упрощенном порядке налоговые вычеты по НДФЛ в части:

  • инвестиционных налоговых вычетах (пп. 2 п. 1 ст. 219.1 НК РФ);
  • имущественных налоговых вычетах (пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Упрощенный порядок предусматривает сокращенные проверки: срок камеральной проверки – 1 месяц, срок на возврат налога - до 15 дней, для физлиц, имеющих личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России, и отсутствие необходимости представления налоговой декларации 3-НДФЛ и пакета подтверждающих документов.

Информация, необходимая для подтверждения права на вычет, будет поступать от банков/налоговых агентов - участников информационного обмена с ФНС России, и пока в добровольном порядке.

Кроме того, с 01.01.2022 вступят в силу положения Закона N 100-ФЗ от 20.04.2021, которыми также упрощается порядок получения имущественных и социальных налоговых вычетов у работодателя:

  • заявителю не придется посещать налоговый орган в целях получения уведомления о подтверждении права на получение таких налоговых вычетов;
  • налоговый орган по итогам рассмотрения заявления налогоплательщика самостоятельно направит соответствующее уведомление работодателю, указанному в заявлении, для предоставления налогового вычета.

  • 09 / Июн / 2021