Новости

Обзор изменения законодательства за июнь 2023 г

1. В Госдуму на рассмотрение представлен законопроект с предложениями внесения многочисленных изменений в НК РФ

Проект Федерального закона N 369931-8

"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

Кроме внесения предложений в положения, касающиеся налогового администрирования, законопроектом вносятся:

  • значительные изменения в положения о применении заявительного порядка возмещения НДС, обеспечения исполнения обязательств банковской гарантией (в т.ч. электронной) и поручительством,
  • изменения в операции, освобождаемые от НДС, в отношении услуг застройщика,
  • положения по освобождению от налогообложения НДФЛ суммы возмещения расходов дистанционного работника в пределах 35 рублей за каждый день выполнения трудовой функции и
  • установление механизма взимания НДФЛ при дистанционной работе за рубежом.
  • а также изменения в налогообложение цифровых прав, взимания госпошлины, налогообложения налогом на прибыль, НДПИ, транспортным и земельным налогами и пр.

2. В Госдуму на рассмотрение представлен законопроект о введении налога на сверхприбыль

Проект Федерального закона N 379248-8 "О налоге на сверхприбыль"

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

Согласно Законопроекту, предлагается обложить налогом по ставке 10% сверхприбыль, которая будет определяться как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год, при условии что данная величина оказалась более 1 миллиарда рублей.

Данный налог является налогом разового характера, уплатить который необходимо будет не позднее 28.01.2024 года.

Налог на сверхприбыль коснется крупных налогоплательщиков. К числу организаций, которые исключаются из состава налогоплательщиков налога на сверхприбыль, отнесены, в частности, субъекты МСП и плательщики ЕСХН. Также от налога освобождены некоторые категории организаций нефтегазового сектора.

3. В Госдуму на рассмотрение представлен законопроект о введении в НК РФ налогов разового характера

Проект Федерального закона N 379177-8

"О внесении изменений в часть первую и статью 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

Также в НК РФ закрепляется положение, устанавливающее право налогоплательщиков перечислить в федеральный бюджет обеспечительный платеж в счет предстоящей уплаты налога разового характера – налога на сверхприбыль - в период 01.10.2023 по 30.11.2023 г. включительно, размер которого определяется налогоплательщиками самостоятельно.

4. Установлен порядок признания Банком России аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций ненадлежащим в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности

Указание Банка России от 21.12.2022 N 6329-У

Зарегистрировано в Минюсте России 16.06.2023 N 73869.

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

В Указании Банка России речь идет об аудиторском заключении о бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, указанных в пунктах 3 - 5 части 1 статьи 5.1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Указанием определено, в частности, содержание материалов, на основании которых принимается решение Банка России о признании аудиторского заключения ненадлежащим в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности.

Настоящее указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

5. Банк России об увеличении нормативов обязательных резервов по некоторым обязательствам

Указание Банка России от 01.06.2023 N 6433-У

"Об обязательных резервных требованиях"

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

С 01.06.2023 года Банком России установлены обновленные нормативы обязательных резервов:

  • для банков с универсальной лицензией и небанковских кредитных организаций нормативы обязательных резервов по всем категориям резервируемых обязательств в валюте РФ - в размере 4,5%,
  • для банков с базовой лицензией - 1%.

Но в случае компенсации работникам расходов по прохождению ими обязательных медосмотров такие суммы компенсации облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, производимые в рамках трудовых отношений.

По обязательствам в иностранной валюте нормативы обязательных резервов для всех кредитных организаций установлены:

  • в размере 8,5% - в валютах недружественных стран;
  • в размере 6,0% - в валютах дружественных стран.

Коэффициенты усреднения обязательных резервов не изменились.

6. Расширен перечень офшорных зон

Приказ Минфина России от 05.06.2023 N 86н

Зарегистрировано в Минюсте России 15.06.2023 N 73846.

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

С 01.07.2023 года вступит в силу новый перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). Перечень, действующий с 2018 года, включает 40 офшорных зон. С 01.07.2023 года количество таких юрисдикций возрастет до 91. В обновленный перечень включены, в частности, страны Евросоюза, Великобритания, Япония, США.

7. Обзор правовых позиций КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения за первый квартал 2023 года

Письмо ФНС России от 31.05.2023 N БВ-4-7/6781

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

В обзоре ФНС представлены решения судов по вопросам, касающимся, в частности:

  • необоснованного возмещения налога на добавленную стоимость,
  • применения УСН,
  • налогообложения доходов иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства на территории РФ,
  • привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц.

8. О раскрытии информации по контролю над лицами недружественных иностранных государств налоговым органам РФ

Письмо ФНС России от 22.06.2023 N ШЮ-4-13/7940@<

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

Контролируемой иностранной компанией (КИК) признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям: организация не признается налоговым резидентом РФ; контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ (п. 1 ст. 25.13 НК РФ).

Для лиц, признаваемых контролирующими лицами на 31.12.2022, установленный срок представления уведомлений о КИК за 2022 год является (с учетом нерабочих и праздничных дней): 20.03.2023 - для организаций; 02.05.2023 - для физических лиц.

Для лиц, признаваемых контролирующими лицами на 31.12.2023, установленный срок представления уведомлений о КИК за 2023 год является (с учетом нерабочих и праздничных дней): 20.03.2024 - для организаций; 30.04.2024 - для физических лиц.

Контролирующее лицо вправе запросить у налогового органа подтверждение о представлении уведомления о КИК за соответствующий год. Порядок получения от налоговых органов подтверждения раскрытия российскими юридическими лицами или физическими лицами информации о контроле приведен в письме ФНС России от 30.09.2022 N ШЮ-4-13/13043@.
Новости законодательства