1.Основные направления государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года
Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2024 N 3386-р
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Политика Государства в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности будет нацелена главным образом на дальнейшее повышение достоверности, своевременности и комплексности указанной информации и будет основываться на действующей системе бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности. Основными направлениями государственной политики будут:
- развитие системы стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, включая стандарты раскрытия информации об устойчивости;
- расширение функционала государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций.
В Распоряжении также озвучены инструменты и тактические шаги в 5-ти летнем горизонте для достижения указанных целей.
2.Рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2024 год
Приложение к письму Минфина России от 18.12.2024 N 07-04-09/128024
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Документ подготовлен по результатам осуществления Казначейством России внешнего контроля деятельности аудиторских организаций.
В рекомендациях рассмотрены вопросы аудита годовой бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций за 2024 год; оценки системы управления качеством в аудиторской организации; аудита консолидированной финансовой отчетности в случае раскрытия ее с изъятием отдельных сведений; рассмотрены некоторые вопросы составления бухгалтерской отчетности с учетом применения вступивших в силу ФСБУ, а также вопросы составления годовой бухгалтерской отчетности кредитными организациями, НФО, бюро кредитных историй, кредитными рейтинговыми агентствами и др.
3.Результаты аудита консолидированной финансовой отчетности будут включаться в ГИР БО, размещенный на сайте ФНС
Федеральный закон от 26.12.2024 N 481-ФЗ
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Цель Закона - сбор консолидированной финансовой отчетности компаний, которые обязаны ее составлять, в единый централизованный ресурс для пользователей этой отчетности с учетом соблюдения мер по защите содержащейся в ней информации.
В этой связи Законом вводится обязанность аудиторской организации, составившей аудиторское заключение и (или) иной документ по результатам проверки консолидированной финансовой отчетности аудируемого лица, представить в установленные сроки в налоговый орган соответствующие документы (информацию) в целях формирования ГИРБО.
Аудиторские организации станут направлять заключения о годовой КФО с годовой отчетности за 2025 год, а в отношении аудиторских заключений либо документов о проверке промежуточной КФО - начиная с отчетности за 2026 год.
4.Минфином подготовлена информация, касающаяся изменения требований к представлению консолидированной финансовой отчетности
Информационное сообщение Минфина России от 10.10.2024 N ИС-учет-52
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Это сообщение о применении положений распоряжения Правительства РФ от 02.09. 2024 г. N 2405-р, которым урегулированы отдельные вопросы составления и представления консолидированной финансовой отчетности (КФО) в соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ от 27.07.2010 г. «О консолидированной финансовой отчетности», и в частности:
- об обязанности организаций с госучастием представлять КФО;
- уточнении перечня организаций, обязанных составлять КФО;
- конкретизации отчетных периодов для промежуточной КФО;
- определении механизма введения обязанности составлять и представлять промежуточную, а также годовую КФО.
Отмечено, что первая промежуточная КФО должна быть составлена и представлена в соответствии с распоряжением Правительства N 2405-р за первый квартал 2025 г.
5.Новые требования к руководителям бухгалтерских служб финансовых организаций
Информационное сообщение Минфина России от 29.10.2024 N ИС-учет-53В
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
В сообщении Минфина РФ, в частности:
- приведены основные новации, касающиеся требований к руководителям бухгалтерских служб субъектов страхового дела, клиринговых организаций и организаторов торговли;
- сообщено об уточнении порядка уведомления Банка России о назначении на должность (освобождении от должности) главных бухгалтеров, заместителей главных бухгалтеров в отдельных финансовых организациях;
- обращено внимание на уточнение требований в сфере ПОД/ФТ к субъектам, оказывающим бухгалтерские услуги.
6.В 1 и 2 часть НК РФ внесен ряд поправок
Федеральный закон от 29.10.2024 N 362-ФЗ
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Законом установлено, в числе прочего:
- корректировка ставок акцизов на спиртовую и алкогольную продукцию, установленных на 2025 год;
- уточнение правил определения налоговой базы по НДФЛ и налога на прибыль по операциям с ценными бумагами, в том числе в случае обмена (замещения) еврооблигаций РФ;
- на период 2025 года порядок определения процентной ставки пени для организаций;
- увеличение размера госпошлины за госрегистрацию прав на предприятие как имущественный комплекс с 0,1 до 0,2 % и максимальной суммой в 1 млн. рублей вместо 60 тысяч;
- введение ставки НДС 10% в отношении племенной продукции;
- исключение обязанности составления счета-фактуры налогоплательщиками ЕСХН и УСН, освобожденных от обязанностей, связанных с уплатой НДС;
- вводится новый порядок применения пониженных тарифов страховых взносов субъектами МСП;
- вводится льгота по налогу на имущество для организаций в сфере производства электроэнергии из возобновляемых источников, а также сетевых организаций в отношении, в частности, линий электропередачи, трансформаторных и иных подстанций.
7. В НК РФ внесен ряд поправок, касающихся уплаты НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ, страховых взносов
Федеральный закон от 29.11.2024 N 416-ФЗ
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
В частности, основные из них:
- вводится налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 5 % по доходам от операций по реализации или иного выбытия акций (долей участия в УК) аккредитованных российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, при соответствии установленным условиям;
- скорректированы условия применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль, предусмотренного статьей 286.2 НК РФ;
- уточнены условия применения инвестиционной надбавки для нефтеперерабатывающих заводов;
- не подлежащая налогообложению НДФЛ сумма суточных, выплачиваемых работникам, командированным за пределы РФ, увеличена с 2500 до 3500 рублей;
- установлены особенности и условия применения ставки 0% НДПИ при добыче газа горючего природного на участках недр, расположенных полностью или частично на полуострове Ямал, а также газового конденсата совместно с газом горючим природным, используемым исключительно для производства сжиженного природного газа, на участках недр, расположенных полностью или частично на полуострове Ямал;
- от НДС освобождены ветеринарные услуги, оказываемые коммерческими клиниками;
- внесены изменения в порядок уменьшения суммы налога, исчисленной при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, на сумму налогового вычета, связанного с созданием объектов внешней инфраструктуры;
- уточнено действие пониженных тарифов страховых взносов для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и - организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности.
8. На 2025 - 2027 годы продлевается льгота по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности
Федеральный закон от 29.11.2024 N 417-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 21.12.2024 N 1848
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Внесением изменений в ст. 284 НК РФ для российских организаций, включенных в Реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составит 8%, а по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ - 0%.
Также уточнены виды доходов, учитываемых при расчете условий применения данной льготы.
А Постановлением Правительства РФ от 21.12.2024 N 1848 дополнен перечень оснований для включения в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности. С 1 января 2025 г. в Реестр включается организация, выполняющая на территории РФ самостоятельно или в кооперации с другими организациями производство оборудования для производства электронной компонентной базы (электронных модулей), электронной (радиоэлектронной) продукции, предусмотренного перечнем оборудования для производства электронной компонентной базы (электронных модулей), электронной (радиоэлектронной) продукции, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 21 ноября 2024 г. N 3367-р.
9.Утвержден перечень российского высокотехнологичного оборудования, в отношении которого при расчете налога на прибыль расходы учитываются с применением коэффициента 2
Распоряжение Правительства РФ от 16.12.2024 N 3777-р
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Перечень утвержден в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ. Повышающий коэффициент применяется при формировании первоначальной стоимости основного средства, включенного в указанный перечень.
10.С 1 января 2025 года увеличен с 1,5 до 2 коэффициент, применяемый к расходам на НИОКР при исчислении налога на прибыль, поименованным в Постановлении N 988
Постановление Правительства РФ от 29.10.2024 N 1444
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), расходы на которые в соответствии с п. 7 ст. 262 НК РФ включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с повышающим коэффициентом, определен постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988.
11. Подписан закон о налогообложении операций с цифровой валютой
Федеральный закон от 29.11.2024 N 418-ФЗ
Письмо ФНС России от 25.12.2024 N СД-4-3/14625@
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Цифровая валюта (в том числе цифровая валюта, используемая в качестве средства платежа по внешнеторговым договорам (контрактам) в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций) признается имуществом.
Законом определены особенности налогообложения доходов, полученных в результате осуществления майнинга цифровой валюты, а также при ее реализации (безвозмездной передаче).
Установлены ограничения, согласно которым лица, осуществляющие майнинг цифровой валюты, не вправе применять УСН, а лица, осуществляющие майнинг и реализацию (приобретение) цифровой валюты, не вправе применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", ПСН, АвтоУСН.
На оператора майнинговой инфраструктуры возложена обязанность сообщать в налоговый орган сведения, связанные с осуществлением майнинга лицом, которому данный оператор оказывает услуги по предоставлению майнинговой инфраструктуры.
Настоящий федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
А в Письме ФНС России от 25.12.2024 N СД-4-3/14625@ ФНС даны разъяснения о заполнении налоговой декларации по операциям с цифровой валютой. В частности, сообщено как правильно отразить в декларации доходы (выручку) от реализации цифровой валюты, расходы, связанные с майнингом цифровой валюты, внереализационные доходы налогоплательщика в виде цифровой валюты и другие показатели.
12. С 1 января 2025 г. устанавливается порядок применения федерального инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль
Постановление Правительства РФ от 28.11.2024 N 1638
Письмо Минфина России от 24.12.2024 N 03-03-06/1/130574
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
С 1 января 2025 года новой ст. 286.2 НК РФ предусматривается возможность уменьшить сумму налога на прибыль (авансового платежа по налогу), подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на федеральный инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов, составляющих первоначальную стоимость основного средства, амортизируемого нематериального актива и (или) суммы расходов, составляющих величину изменения первоначальной стоимости ОС и НМА.
Величина федерального инвестиционного налогового вычета текущего налогового (отчетного) периода определяется в размере 3 % от суммы расходов, на которые может быть уменьшен платеж по налогу на прибыль при условии, что эти средства будут инвестированы в развитие производства.
В перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых плательщиками налога на прибыль может применяться федеральный инвестиционный налоговый вычет, включены: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства, за исключением производителей пищевых продуктов, напитков и табачных изделий; обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания; научные исследования и разработки; деятельность в сфере телекоммуникаций и информационных технологий.
Решение об использовании права на применение федерального инвестиционного налогового вычета принимается налогоплательщиком в отношении конкретного объекта ОС, амортизируемого НМА.
В Письме Минфина России от 24.12.2024 N 03-03-06/1/130574 разъясняется о порядке применения амортизационной премии, предусмотренной положениями п. 9 ст. 258 НК РФ, в случае реализации права на применение федерального инвестиционного налогового вычета (Письмо).
13. ФНС приведен обзор новых льгот по налогу на имущество организаций, вводимых с 2025 года Федеральными законами, принятыми в 2024 г.
Информация ФНС России (декабрь 2024 г.)
Федеральный закон от 08.08.2024 N 259-ФЗ
Федеральный закон от 29.10.2024 N 362-ФЗ
Федеральный закон от 29.11.2024 N 416-ФЗ
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
С 2025 года начнут действовать новые льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренные федеральными законами, принятыми в текущем году. Так, возможность определения законами субъектов РФ льготных ставок по налогу, не превышающих 1,6%, в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, теперь имеет бессрочный характер (Федеральный закон от 08.08.2024 N 259-ФЗ). Ранее такая возможность была установлена до 2026 года.
С 2025 года от уплаты налога освобождены (Федеральный закон от 29.10.2024 N 362-ФЗ) организации, основным ОКВЭД которых является производство электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников энергии, в отношении имущества, входящего в состав солнечных электростанций.
До 2030 года продлено действие п. 6 ст. 376 НК РФ, согласно которому налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, а также портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.
От уплаты налога с 2025 года освобождены (Федеральный закон от 29.11.2024 N 416-ФЗ):
- организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью,
- системообразующие территориальные сетевые организации,
- территориальные сетевые организации,
- иные собственники объектов электросетевого хозяйства, переданных во владение и в пользование системообразующим территориальным сетевым организациям в соответствии с пп. 1 и 2 ст. 46.4 Федерального закона "Об электроэнергетике".
Льгота применяется в отношении линий электропередачи, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов классом напряжения до 35 киловольт включительно, а также кабельных линий электропередачи и оборудования, предназначенного для обеспечения электрических связей и передачи электроэнергии, вне зависимости от класса их напряжения.
Приказ ФНС России от 03.12.2024 N ЕД-7-21/1094@, устанавливающий коды льгот для применения перечисленных положений при заполнении декларации по налогу на имущество организаций, передан на регистрацию в Минюст России.
14.Изменения, применяемые при расчетах по НДС.
Постановление Правительства РФ от 29.10.2024 N 1448
Письмо ФНС России от 17.10.2024 N СД-4-3/11815@
Приказ ФНС России от 05.11.2024 N ЕД-7-3/989@
Письмо ФНС России от 16.12.2024 N СД-4-3/14239@
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2024 N 1448 установлены, в частности:
- обязанность уплаты НДС налогоплательщиками, применяющими УСН, у которых сумма годового дохода превышает 60 млн. рублей. При этом платить НДС можно по пониженной ставке 5% или 7% (при соблюдении определенных условий) либо по общей ставке 20% (10%);
- особенности исчисления и уплаты НДС при реализации физлицам товаров ЕАЭС посредством электронных торговых площадок.
Уточнены правила заполнения книги покупок и книги продаж, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137.
С отчетности за 1 квартал 2025 года применяется обновленная декларация по НДС. В ней можно будет отразить операции, облагаемые по новым налоговым ставкам НДС 5% и 7%. Скорректирован перечень кодов операций, облагаемых НДС по ставке 0%, а также освобожденных от НДС. Сроки представления декларации по НДС в новой форме за 1 квартал 2025 года - до 25 апреля 2025 года.
ФНС России в Письме от 17.10.2024 N СД-4-3/11815@ подготовлены Методические рекомендации для налогоплательщиков, применяющих УСН, которые с 1 января 2025 года признаются налогоплательщиками НДС: в каком случае у налогоплательщика УСН с 01.01.2025 возникает/не возникает обязанность исчислять и уплачивать НДС в бюджет; как считать 60 млн рублей доходов налогоплательщику УСН, в том числе в случае, если налогоплательщик совмещает применение разных налоговых режимов; как исчислить НДС, какую ставку налога можно применить, какие есть условия для применения специальных ставок в размере 5% и 7%; как правильно и в каких случаях следует выставить счет-фактуру; в каких случаях можно заявить вычет по НДС; какие сроки и порядок представления декларации по НДС и уплаты налога и т.д.
ФНС в Письме от 16.12.2024 N СД-4-3/14239@ даны разъяснения о порядке применения вычетов сумм НДС, уплаченных в бюджеты государств - членов ЕАЭС. Для получения налогового вычета российским продавцам необходимо представить вместе с налоговой декларацией по НДС отчет об уплаченных суммах НДС и документы, подтверждающие уплату налога в бюджеты других государств - членов ЕАЭС (форма отчета приведена в приложении к Письму). В случае если реализация товаров осуществлялась через электронные торговые площадки российских продавцов - посредников и уплата сумм НДС в бюджеты других государств - членов ЕАЭС производилась российскими посредниками, то право на вычет возникает у этих посредников, а НЕ у российских продавцов (собственников товаров). При этом сумма налога, уплаченная в бюджеты других государств, пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату уплаты этих сумм в бюджеты государств - членов ЕАЭС.
15.Утвержден Перечень ОКВЭД "Обрабатывающие производства" для целей применения субъектами МСП пониженного тарифа страховых взносов
Распоряжение Правительства РФ от 11.12.2024 N 3689-р
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
С 1 января 2025 года ст. 427 НК РФ дополняется новым пунктом 13.2, предусматривающим условия применения пониженного тарифа страховых взносов для плательщиков, указанных в пп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ, основным видом экономической деятельности которых является один из видов деятельности, поименованных в утвержденном Перечне.
16. О расчете транспортного налога в отношении легковых автомобилей с гибридными двигателями
Информация ФНС России от 06.12.2024
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
ГОСТ предусматривает два типа комбинированных энергоустановок (КЭУ) легковых автомобилей, имеющих несколько двигателей (гибриды): параллельного типа и последовательного типа.
Расчет транспортного налога с учетом данных видов КЭУ:
- в отношении КЭУ параллельного типа учитываются суммарно максимальная 30-минутная мощность электродвигателя и мощность ДВС;
- для КЭУ последовательного типа мощность ДВС, не имеющего механической связи с трансмиссией и предназначенного для выработки электроэнергии, не учитывается.
17.Обновлен перечень юрисдикций, осуществляющих с ФНС обмен финансовой информацией в автоматическом режиме
Приказ ФНС России от 30.10.2024 N ЕД-7-17/916@ Зарегистрирован в Минюсте России 20.12.2024 N 80649.
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Из действующего перечня исключены некоторые государства - члены Европейского союза, в одностороннем порядке прекратившие автоматический обмен финансовой информацией с Российской Федерацией. Одновременно перечень дополнен государствами Армения, Камерун, Руанда и Ямайка, а также территорией Ниуэ.
18.Представлена позиция Верховного Суда РФ по налоговому спору об отнесении к объектам налогообложения налогом на имущество деревообрабатывающего оборудования лесоперерабатывающего комплекса и трансформаторной подстанции
Письмо ФНС России от 17.10.2024 N БС-4-21/11805@
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
В письме приведены выводы Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, содержащиеся в Определении от 10.10.2024 N 303-ЭС24-8693. Налоговым органом спорные объекты были отнесены к недвижимому имуществу, исходя из того, что производственные линии (деревообрабатывающее оборудование) размещены в зданиях (цехах) и неразрывно взаимосвязаны с ними, а трансформаторные подстанции входят в комплекс зданий, объединенных единым производственным назначением и технологическим режимом работы.
Но, по мнению суда, объединение указанного имущества в единый производственный комплекс осуществлено, в частности, в целях определения режима оборота имущества, что само по себе не может предопределять условия налогообложения имущества. Комплектные трансформаторные подстанции не являлись объектом капитального строительства в составе зданий и сооружений, поэтому оснований для взимания налога со стоимости подстанций также не имелось. Также, отсутствие регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество прав на совокупность нескольких объектов в целом как на одну недвижимую вещь подтверждает, что такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.
19.Рекомендации по применению налоговой амнистии дробления бизнеса
Письмо ФНС России от 18.10.2024 N СД-4-2/11836@
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
В рамках налоговой амнистии дробления бизнеса предусматривается прекращение обязанности по уплате налогов, возникшей за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, а также соответствующих пеней и штрафов при добровольном отказе от дробления бизнеса в отношении налоговых периодов 2025 и 2026 годов с учетом особенностей, предусмотренных ст. 6 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ
В Законе 176-ФЗ в качестве ключевого признака дробления бизнеса обозначено осуществление контроля деятельности формально самостоятельных лиц (организаций, ИП) одними и теми же лицами, определяющими принятие управленческих решений, а также иным образом влияющими на результаты предпринимательской деятельности формально самостоятельных лиц.
В Письме приведены разъяснения по следующим вопросам, в частности: способы добровольного отказа от дробления бизнеса; подходы и правовые позиции, которыми руководствуются налоговые органы в целях выявления фактов и доказывания дробления бизнеса; случаи, на которые не распространяется механизм налоговой амнистии; особенности вступления в силу решений по налоговым проверкам, в которых зафиксированы факты дробления бизнеса за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, в связи с амнистией; возможность сохранения применения УСН при отказе от дробления бизнеса с учетом величины консолидированного дохода группы лиц; порядок прекращения амнистируемой обязанности в случае частичного добровольного отказа от дробления бизнеса; информация и документы, связанные с добровольным отказом от дробления бизнеса, которые могут быть запрошены налоговыми органами.
20.О туристическом налоге, вводимым с 1 января 2025 года
Письмо ФНС России от 12.11.2024 N СД-4-3/12869@
Приказ ФНС России от 05.11.2024 N ЕД-7-3/992@
Письмо ФНС России от 22.11.2024 N СД-4-3/13314@
Приказ ФНС России от 05.11.2024 N ЕД-7-3/993@ (Зарегистрирован в Минюсте России 23.12.2024 N 80700)
Письмо ФНС России от 25.12.2024 N СД-4-3/14600@
Письмо ФНС России от 25.12.2024 N СД-4-3/14609@
Письмо ФНС России от 25.12.2024 N СД-4-3/14611@
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
С 1 января 2025 года согласно Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ на стоимость услуг по предоставлению мест для временного проживания будет начисляться туристический налог. Налоговой базой является стоимость услуги без учета сумм налога и НДС. Ставка устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, НПА федеральной территории "Сириус") и в 2025 году не может превышать 1%. Налог рассчитывается в налоговом периоде, в котором осуществлялся полный расчет с лицом, приобретающим услугу по временному проживанию, вне зависимости от даты фактического проживания в средстве размещения или даты частичной оплаты такой услуги.
Приказом ФНС России от 05.11.2024 N ЕД-7-3/992@ утверждена форма налоговой декларации по туристическому налогу, определены также требования к заполнению налоговой декларации. Декларация применяется начиная с представления отчетности за первый квартал 2025 года.
В соответствии со статьей 418.9 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения средства размещения в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме (формату), которая утверждена ФНС России. Однако пунктом 3 статьи 80 НК РФ установлено, что налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ.
Приказом ФНС России от 05.11.2024 N ЕД-7-3/993@ (Зарегистрирован в Минюсте России 23.12.2024 N 80700) утверждена форма уведомления о выборе налогового органа, в который будет представляться налоговая декларация по туристическому налогу в случае учета налогоплательщика в нескольких налоговых органах по месту нахождения средств размещения, расположенных на территории муниципального образования (на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, федеральной территории "Сириус").
ФНС России в Письме от 25.12.2024 N СД-4-3/14600@ даны разъяснения по вопросу исчисления минимального налога по туристическому налогу – в зависимости от количества суток предоставления услуг по временному проживанию лицу, с которым заключен соответствующий договор, независимо от количества лиц, проживающих в номере (номерах).
В случае поступления в декабре 2024 года полного расчета за услуги по временному проживанию в январе 2025 года, у налогоплательщика НЕ возникает обязанности по исчислению и уплате туристического налога. Также не возникает обязанности по исчислению и уплате налога в случае, если услуги по временному проживанию оказаны в декабре 2024 года, а полный расчет осуществлен в январе 2025 года (Письмо ФНС России от 25.12.2024 N СД-4-3/14609@).
21. Утвержден формат представления в ФНС сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний (МГК), а также финансовой отчетности участников МГК
Приказ ФНС России от 10.12.2024 N ЕД-7-13/1115@ (зарегистрирован в Минюсте РФ 27.12.2024 г.)
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Сведения из консолидированной финансовой отчетности МГК, финансовой отчетности участников МГК представляются в электронной форме по установленным форматам Приказа в срок не позднее 12-ти месяцев с даты окончания финансового года, в котором были совершены сделки, указанные в п. 1 ст. 105.16-7 НК РФ.
Приказ вступит в силу по истечении 1-го месяца со дня его официального опубликования.
Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2024 N 3386-р
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Политика Государства в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности будет нацелена главным образом на дальнейшее повышение достоверности, своевременности и комплексности указанной информации и будет основываться на действующей системе бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности. Основными направлениями государственной политики будут:
- развитие системы стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, включая стандарты раскрытия информации об устойчивости;
- расширение функционала государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций.
В Распоряжении также озвучены инструменты и тактические шаги в 5-ти летнем горизонте для достижения указанных целей.
2.Рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2024 год
Приложение к письму Минфина России от 18.12.2024 N 07-04-09/128024
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Документ подготовлен по результатам осуществления Казначейством России внешнего контроля деятельности аудиторских организаций.
В рекомендациях рассмотрены вопросы аудита годовой бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций за 2024 год; оценки системы управления качеством в аудиторской организации; аудита консолидированной финансовой отчетности в случае раскрытия ее с изъятием отдельных сведений; рассмотрены некоторые вопросы составления бухгалтерской отчетности с учетом применения вступивших в силу ФСБУ, а также вопросы составления годовой бухгалтерской отчетности кредитными организациями, НФО, бюро кредитных историй, кредитными рейтинговыми агентствами и др.
3.Результаты аудита консолидированной финансовой отчетности будут включаться в ГИР БО, размещенный на сайте ФНС
Федеральный закон от 26.12.2024 N 481-ФЗ
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Цель Закона - сбор консолидированной финансовой отчетности компаний, которые обязаны ее составлять, в единый централизованный ресурс для пользователей этой отчетности с учетом соблюдения мер по защите содержащейся в ней информации.
В этой связи Законом вводится обязанность аудиторской организации, составившей аудиторское заключение и (или) иной документ по результатам проверки консолидированной финансовой отчетности аудируемого лица, представить в установленные сроки в налоговый орган соответствующие документы (информацию) в целях формирования ГИРБО.
Аудиторские организации станут направлять заключения о годовой КФО с годовой отчетности за 2025 год, а в отношении аудиторских заключений либо документов о проверке промежуточной КФО - начиная с отчетности за 2026 год.
4.Минфином подготовлена информация, касающаяся изменения требований к представлению консолидированной финансовой отчетности
Информационное сообщение Минфина России от 10.10.2024 N ИС-учет-52
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Это сообщение о применении положений распоряжения Правительства РФ от 02.09. 2024 г. N 2405-р, которым урегулированы отдельные вопросы составления и представления консолидированной финансовой отчетности (КФО) в соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ от 27.07.2010 г. «О консолидированной финансовой отчетности», и в частности:
- об обязанности организаций с госучастием представлять КФО;
- уточнении перечня организаций, обязанных составлять КФО;
- конкретизации отчетных периодов для промежуточной КФО;
- определении механизма введения обязанности составлять и представлять промежуточную, а также годовую КФО.
Отмечено, что первая промежуточная КФО должна быть составлена и представлена в соответствии с распоряжением Правительства N 2405-р за первый квартал 2025 г.
5.Новые требования к руководителям бухгалтерских служб финансовых организаций
Информационное сообщение Минфина России от 29.10.2024 N ИС-учет-53В
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
В сообщении Минфина РФ, в частности:
- приведены основные новации, касающиеся требований к руководителям бухгалтерских служб субъектов страхового дела, клиринговых организаций и организаторов торговли;
- сообщено об уточнении порядка уведомления Банка России о назначении на должность (освобождении от должности) главных бухгалтеров, заместителей главных бухгалтеров в отдельных финансовых организациях;
- обращено внимание на уточнение требований в сфере ПОД/ФТ к субъектам, оказывающим бухгалтерские услуги.
6.В 1 и 2 часть НК РФ внесен ряд поправок
Федеральный закон от 29.10.2024 N 362-ФЗ
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Законом установлено, в числе прочего:
- корректировка ставок акцизов на спиртовую и алкогольную продукцию, установленных на 2025 год;
- уточнение правил определения налоговой базы по НДФЛ и налога на прибыль по операциям с ценными бумагами, в том числе в случае обмена (замещения) еврооблигаций РФ;
- на период 2025 года порядок определения процентной ставки пени для организаций;
- увеличение размера госпошлины за госрегистрацию прав на предприятие как имущественный комплекс с 0,1 до 0,2 % и максимальной суммой в 1 млн. рублей вместо 60 тысяч;
- введение ставки НДС 10% в отношении племенной продукции;
- исключение обязанности составления счета-фактуры налогоплательщиками ЕСХН и УСН, освобожденных от обязанностей, связанных с уплатой НДС;
- вводится новый порядок применения пониженных тарифов страховых взносов субъектами МСП;
- вводится льгота по налогу на имущество для организаций в сфере производства электроэнергии из возобновляемых источников, а также сетевых организаций в отношении, в частности, линий электропередачи, трансформаторных и иных подстанций.
7. В НК РФ внесен ряд поправок, касающихся уплаты НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ, страховых взносов
Федеральный закон от 29.11.2024 N 416-ФЗ
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
В частности, основные из них:
- вводится налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 5 % по доходам от операций по реализации или иного выбытия акций (долей участия в УК) аккредитованных российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, при соответствии установленным условиям;
- скорректированы условия применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль, предусмотренного статьей 286.2 НК РФ;
- уточнены условия применения инвестиционной надбавки для нефтеперерабатывающих заводов;
- не подлежащая налогообложению НДФЛ сумма суточных, выплачиваемых работникам, командированным за пределы РФ, увеличена с 2500 до 3500 рублей;
- установлены особенности и условия применения ставки 0% НДПИ при добыче газа горючего природного на участках недр, расположенных полностью или частично на полуострове Ямал, а также газового конденсата совместно с газом горючим природным, используемым исключительно для производства сжиженного природного газа, на участках недр, расположенных полностью или частично на полуострове Ямал;
- от НДС освобождены ветеринарные услуги, оказываемые коммерческими клиниками;
- внесены изменения в порядок уменьшения суммы налога, исчисленной при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, на сумму налогового вычета, связанного с созданием объектов внешней инфраструктуры;
- уточнено действие пониженных тарифов страховых взносов для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и - организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности.
8. На 2025 - 2027 годы продлевается льгота по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности
Федеральный закон от 29.11.2024 N 417-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 21.12.2024 N 1848
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Внесением изменений в ст. 284 НК РФ для российских организаций, включенных в Реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составит 8%, а по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ - 0%.
Также уточнены виды доходов, учитываемых при расчете условий применения данной льготы.
А Постановлением Правительства РФ от 21.12.2024 N 1848 дополнен перечень оснований для включения в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности. С 1 января 2025 г. в Реестр включается организация, выполняющая на территории РФ самостоятельно или в кооперации с другими организациями производство оборудования для производства электронной компонентной базы (электронных модулей), электронной (радиоэлектронной) продукции, предусмотренного перечнем оборудования для производства электронной компонентной базы (электронных модулей), электронной (радиоэлектронной) продукции, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 21 ноября 2024 г. N 3367-р.
9.Утвержден перечень российского высокотехнологичного оборудования, в отношении которого при расчете налога на прибыль расходы учитываются с применением коэффициента 2
Распоряжение Правительства РФ от 16.12.2024 N 3777-р
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Перечень утвержден в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ. Повышающий коэффициент применяется при формировании первоначальной стоимости основного средства, включенного в указанный перечень.
10.С 1 января 2025 года увеличен с 1,5 до 2 коэффициент, применяемый к расходам на НИОКР при исчислении налога на прибыль, поименованным в Постановлении N 988
Постановление Правительства РФ от 29.10.2024 N 1444
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), расходы на которые в соответствии с п. 7 ст. 262 НК РФ включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с повышающим коэффициентом, определен постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988.
11. Подписан закон о налогообложении операций с цифровой валютой
Федеральный закон от 29.11.2024 N 418-ФЗ
Письмо ФНС России от 25.12.2024 N СД-4-3/14625@
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Цифровая валюта (в том числе цифровая валюта, используемая в качестве средства платежа по внешнеторговым договорам (контрактам) в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций) признается имуществом.
Законом определены особенности налогообложения доходов, полученных в результате осуществления майнинга цифровой валюты, а также при ее реализации (безвозмездной передаче).
Установлены ограничения, согласно которым лица, осуществляющие майнинг цифровой валюты, не вправе применять УСН, а лица, осуществляющие майнинг и реализацию (приобретение) цифровой валюты, не вправе применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", ПСН, АвтоУСН.
На оператора майнинговой инфраструктуры возложена обязанность сообщать в налоговый орган сведения, связанные с осуществлением майнинга лицом, которому данный оператор оказывает услуги по предоставлению майнинговой инфраструктуры.
Настоящий федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
А в Письме ФНС России от 25.12.2024 N СД-4-3/14625@ ФНС даны разъяснения о заполнении налоговой декларации по операциям с цифровой валютой. В частности, сообщено как правильно отразить в декларации доходы (выручку) от реализации цифровой валюты, расходы, связанные с майнингом цифровой валюты, внереализационные доходы налогоплательщика в виде цифровой валюты и другие показатели.
12. С 1 января 2025 г. устанавливается порядок применения федерального инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль
Постановление Правительства РФ от 28.11.2024 N 1638
Письмо Минфина России от 24.12.2024 N 03-03-06/1/130574
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
С 1 января 2025 года новой ст. 286.2 НК РФ предусматривается возможность уменьшить сумму налога на прибыль (авансового платежа по налогу), подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на федеральный инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов, составляющих первоначальную стоимость основного средства, амортизируемого нематериального актива и (или) суммы расходов, составляющих величину изменения первоначальной стоимости ОС и НМА.
Величина федерального инвестиционного налогового вычета текущего налогового (отчетного) периода определяется в размере 3 % от суммы расходов, на которые может быть уменьшен платеж по налогу на прибыль при условии, что эти средства будут инвестированы в развитие производства.
В перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых плательщиками налога на прибыль может применяться федеральный инвестиционный налоговый вычет, включены: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства, за исключением производителей пищевых продуктов, напитков и табачных изделий; обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания; научные исследования и разработки; деятельность в сфере телекоммуникаций и информационных технологий.
Решение об использовании права на применение федерального инвестиционного налогового вычета принимается налогоплательщиком в отношении конкретного объекта ОС, амортизируемого НМА.
В Письме Минфина России от 24.12.2024 N 03-03-06/1/130574 разъясняется о порядке применения амортизационной премии, предусмотренной положениями п. 9 ст. 258 НК РФ, в случае реализации права на применение федерального инвестиционного налогового вычета (Письмо).
13. ФНС приведен обзор новых льгот по налогу на имущество организаций, вводимых с 2025 года Федеральными законами, принятыми в 2024 г.
Информация ФНС России (декабрь 2024 г.)
Федеральный закон от 08.08.2024 N 259-ФЗ
Федеральный закон от 29.10.2024 N 362-ФЗ
Федеральный закон от 29.11.2024 N 416-ФЗ
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
С 2025 года начнут действовать новые льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренные федеральными законами, принятыми в текущем году. Так, возможность определения законами субъектов РФ льготных ставок по налогу, не превышающих 1,6%, в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, теперь имеет бессрочный характер (Федеральный закон от 08.08.2024 N 259-ФЗ). Ранее такая возможность была установлена до 2026 года.
С 2025 года от уплаты налога освобождены (Федеральный закон от 29.10.2024 N 362-ФЗ) организации, основным ОКВЭД которых является производство электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников энергии, в отношении имущества, входящего в состав солнечных электростанций.
До 2030 года продлено действие п. 6 ст. 376 НК РФ, согласно которому налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, а также портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.
От уплаты налога с 2025 года освобождены (Федеральный закон от 29.11.2024 N 416-ФЗ):
- организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью,
- системообразующие территориальные сетевые организации,
- территориальные сетевые организации,
- иные собственники объектов электросетевого хозяйства, переданных во владение и в пользование системообразующим территориальным сетевым организациям в соответствии с пп. 1 и 2 ст. 46.4 Федерального закона "Об электроэнергетике".
Льгота применяется в отношении линий электропередачи, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов классом напряжения до 35 киловольт включительно, а также кабельных линий электропередачи и оборудования, предназначенного для обеспечения электрических связей и передачи электроэнергии, вне зависимости от класса их напряжения.
Приказ ФНС России от 03.12.2024 N ЕД-7-21/1094@, устанавливающий коды льгот для применения перечисленных положений при заполнении декларации по налогу на имущество организаций, передан на регистрацию в Минюст России.
14.Изменения, применяемые при расчетах по НДС.
Постановление Правительства РФ от 29.10.2024 N 1448
Письмо ФНС России от 17.10.2024 N СД-4-3/11815@
Приказ ФНС России от 05.11.2024 N ЕД-7-3/989@
Письмо ФНС России от 16.12.2024 N СД-4-3/14239@
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2024 N 1448 установлены, в частности:
- обязанность уплаты НДС налогоплательщиками, применяющими УСН, у которых сумма годового дохода превышает 60 млн. рублей. При этом платить НДС можно по пониженной ставке 5% или 7% (при соблюдении определенных условий) либо по общей ставке 20% (10%);
- особенности исчисления и уплаты НДС при реализации физлицам товаров ЕАЭС посредством электронных торговых площадок.
Уточнены правила заполнения книги покупок и книги продаж, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137.
С отчетности за 1 квартал 2025 года применяется обновленная декларация по НДС. В ней можно будет отразить операции, облагаемые по новым налоговым ставкам НДС 5% и 7%. Скорректирован перечень кодов операций, облагаемых НДС по ставке 0%, а также освобожденных от НДС. Сроки представления декларации по НДС в новой форме за 1 квартал 2025 года - до 25 апреля 2025 года.
ФНС России в Письме от 17.10.2024 N СД-4-3/11815@ подготовлены Методические рекомендации для налогоплательщиков, применяющих УСН, которые с 1 января 2025 года признаются налогоплательщиками НДС: в каком случае у налогоплательщика УСН с 01.01.2025 возникает/не возникает обязанность исчислять и уплачивать НДС в бюджет; как считать 60 млн рублей доходов налогоплательщику УСН, в том числе в случае, если налогоплательщик совмещает применение разных налоговых режимов; как исчислить НДС, какую ставку налога можно применить, какие есть условия для применения специальных ставок в размере 5% и 7%; как правильно и в каких случаях следует выставить счет-фактуру; в каких случаях можно заявить вычет по НДС; какие сроки и порядок представления декларации по НДС и уплаты налога и т.д.
ФНС в Письме от 16.12.2024 N СД-4-3/14239@ даны разъяснения о порядке применения вычетов сумм НДС, уплаченных в бюджеты государств - членов ЕАЭС. Для получения налогового вычета российским продавцам необходимо представить вместе с налоговой декларацией по НДС отчет об уплаченных суммах НДС и документы, подтверждающие уплату налога в бюджеты других государств - членов ЕАЭС (форма отчета приведена в приложении к Письму). В случае если реализация товаров осуществлялась через электронные торговые площадки российских продавцов - посредников и уплата сумм НДС в бюджеты других государств - членов ЕАЭС производилась российскими посредниками, то право на вычет возникает у этих посредников, а НЕ у российских продавцов (собственников товаров). При этом сумма налога, уплаченная в бюджеты других государств, пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату уплаты этих сумм в бюджеты государств - членов ЕАЭС.
15.Утвержден Перечень ОКВЭД "Обрабатывающие производства" для целей применения субъектами МСП пониженного тарифа страховых взносов
Распоряжение Правительства РФ от 11.12.2024 N 3689-р
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
С 1 января 2025 года ст. 427 НК РФ дополняется новым пунктом 13.2, предусматривающим условия применения пониженного тарифа страховых взносов для плательщиков, указанных в пп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ, основным видом экономической деятельности которых является один из видов деятельности, поименованных в утвержденном Перечне.
16. О расчете транспортного налога в отношении легковых автомобилей с гибридными двигателями
Информация ФНС России от 06.12.2024
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
ГОСТ предусматривает два типа комбинированных энергоустановок (КЭУ) легковых автомобилей, имеющих несколько двигателей (гибриды): параллельного типа и последовательного типа.
Расчет транспортного налога с учетом данных видов КЭУ:
- в отношении КЭУ параллельного типа учитываются суммарно максимальная 30-минутная мощность электродвигателя и мощность ДВС;
- для КЭУ последовательного типа мощность ДВС, не имеющего механической связи с трансмиссией и предназначенного для выработки электроэнергии, не учитывается.
17.Обновлен перечень юрисдикций, осуществляющих с ФНС обмен финансовой информацией в автоматическом режиме
Приказ ФНС России от 30.10.2024 N ЕД-7-17/916@ Зарегистрирован в Минюсте России 20.12.2024 N 80649.
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Из действующего перечня исключены некоторые государства - члены Европейского союза, в одностороннем порядке прекратившие автоматический обмен финансовой информацией с Российской Федерацией. Одновременно перечень дополнен государствами Армения, Камерун, Руанда и Ямайка, а также территорией Ниуэ.
18.Представлена позиция Верховного Суда РФ по налоговому спору об отнесении к объектам налогообложения налогом на имущество деревообрабатывающего оборудования лесоперерабатывающего комплекса и трансформаторной подстанции
Письмо ФНС России от 17.10.2024 N БС-4-21/11805@
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
В письме приведены выводы Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, содержащиеся в Определении от 10.10.2024 N 303-ЭС24-8693. Налоговым органом спорные объекты были отнесены к недвижимому имуществу, исходя из того, что производственные линии (деревообрабатывающее оборудование) размещены в зданиях (цехах) и неразрывно взаимосвязаны с ними, а трансформаторные подстанции входят в комплекс зданий, объединенных единым производственным назначением и технологическим режимом работы.
Но, по мнению суда, объединение указанного имущества в единый производственный комплекс осуществлено, в частности, в целях определения режима оборота имущества, что само по себе не может предопределять условия налогообложения имущества. Комплектные трансформаторные подстанции не являлись объектом капитального строительства в составе зданий и сооружений, поэтому оснований для взимания налога со стоимости подстанций также не имелось. Также, отсутствие регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество прав на совокупность нескольких объектов в целом как на одну недвижимую вещь подтверждает, что такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.
19.Рекомендации по применению налоговой амнистии дробления бизнеса
Письмо ФНС России от 18.10.2024 N СД-4-2/11836@
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
В рамках налоговой амнистии дробления бизнеса предусматривается прекращение обязанности по уплате налогов, возникшей за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, а также соответствующих пеней и штрафов при добровольном отказе от дробления бизнеса в отношении налоговых периодов 2025 и 2026 годов с учетом особенностей, предусмотренных ст. 6 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ
В Законе 176-ФЗ в качестве ключевого признака дробления бизнеса обозначено осуществление контроля деятельности формально самостоятельных лиц (организаций, ИП) одними и теми же лицами, определяющими принятие управленческих решений, а также иным образом влияющими на результаты предпринимательской деятельности формально самостоятельных лиц.
В Письме приведены разъяснения по следующим вопросам, в частности: способы добровольного отказа от дробления бизнеса; подходы и правовые позиции, которыми руководствуются налоговые органы в целях выявления фактов и доказывания дробления бизнеса; случаи, на которые не распространяется механизм налоговой амнистии; особенности вступления в силу решений по налоговым проверкам, в которых зафиксированы факты дробления бизнеса за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, в связи с амнистией; возможность сохранения применения УСН при отказе от дробления бизнеса с учетом величины консолидированного дохода группы лиц; порядок прекращения амнистируемой обязанности в случае частичного добровольного отказа от дробления бизнеса; информация и документы, связанные с добровольным отказом от дробления бизнеса, которые могут быть запрошены налоговыми органами.
20.О туристическом налоге, вводимым с 1 января 2025 года
Письмо ФНС России от 12.11.2024 N СД-4-3/12869@
Приказ ФНС России от 05.11.2024 N ЕД-7-3/992@
Письмо ФНС России от 22.11.2024 N СД-4-3/13314@
Приказ ФНС России от 05.11.2024 N ЕД-7-3/993@ (Зарегистрирован в Минюсте России 23.12.2024 N 80700)
Письмо ФНС России от 25.12.2024 N СД-4-3/14600@
Письмо ФНС России от 25.12.2024 N СД-4-3/14609@
Письмо ФНС России от 25.12.2024 N СД-4-3/14611@
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
С 1 января 2025 года согласно Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ на стоимость услуг по предоставлению мест для временного проживания будет начисляться туристический налог. Налоговой базой является стоимость услуги без учета сумм налога и НДС. Ставка устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, НПА федеральной территории "Сириус") и в 2025 году не может превышать 1%. Налог рассчитывается в налоговом периоде, в котором осуществлялся полный расчет с лицом, приобретающим услугу по временному проживанию, вне зависимости от даты фактического проживания в средстве размещения или даты частичной оплаты такой услуги.
Приказом ФНС России от 05.11.2024 N ЕД-7-3/992@ утверждена форма налоговой декларации по туристическому налогу, определены также требования к заполнению налоговой декларации. Декларация применяется начиная с представления отчетности за первый квартал 2025 года.
В соответствии со статьей 418.9 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения средства размещения в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме (формату), которая утверждена ФНС России. Однако пунктом 3 статьи 80 НК РФ установлено, что налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ.
Приказом ФНС России от 05.11.2024 N ЕД-7-3/993@ (Зарегистрирован в Минюсте России 23.12.2024 N 80700) утверждена форма уведомления о выборе налогового органа, в который будет представляться налоговая декларация по туристическому налогу в случае учета налогоплательщика в нескольких налоговых органах по месту нахождения средств размещения, расположенных на территории муниципального образования (на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, федеральной территории "Сириус").
ФНС России в Письме от 25.12.2024 N СД-4-3/14600@ даны разъяснения по вопросу исчисления минимального налога по туристическому налогу – в зависимости от количества суток предоставления услуг по временному проживанию лицу, с которым заключен соответствующий договор, независимо от количества лиц, проживающих в номере (номерах).
В случае поступления в декабре 2024 года полного расчета за услуги по временному проживанию в январе 2025 года, у налогоплательщика НЕ возникает обязанности по исчислению и уплате туристического налога. Также не возникает обязанности по исчислению и уплате налога в случае, если услуги по временному проживанию оказаны в декабре 2024 года, а полный расчет осуществлен в январе 2025 года (Письмо ФНС России от 25.12.2024 N СД-4-3/14609@).
21. Утвержден формат представления в ФНС сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний (МГК), а также финансовой отчетности участников МГК
Приказ ФНС России от 10.12.2024 N ЕД-7-13/1115@ (зарегистрирован в Минюсте РФ 27.12.2024 г.)
Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:
Сведения из консолидированной финансовой отчетности МГК, финансовой отчетности участников МГК представляются в электронной форме по установленным форматам Приказа в срок не позднее 12-ти месяцев с даты окончания финансового года, в котором были совершены сделки, указанные в п. 1 ст. 105.16-7 НК РФ.
Приказ вступит в силу по истечении 1-го месяца со дня его официального опубликования.