Новости

Обзор изменения законодательства за декабрь 2023

1) Письмо ФНС России от 29.11.2023 N ШЮ-4-13/14936@ "О направлении разъяснений по приостановлению СОИДН"

Письмо ФНС России от 29.11.2023 N ШЮ-4-13/14936@ "О направлении разъяснений по приостановлению СОИДН"

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

Сообщается, что в связи с изданием Указа от 08.08.2023 N 585 приостановление действия отдельных положений СОИДН относится к выплатам, произведенным с даты официального опубликования указа, и не затрагивает выплаты, произведенные до 08.08.2023.

В отношении выплат, квалифицируемых в соответствии с пунктом 1 статьи 309 НК РФ, с указанной даты применяются положения НК РФ, а не СОИДН.

В письме приведены примеры, в частности, применения налоговых ставок при выплате дивидендов, а также соблюдения ограничения по норме признания расходов на рекламу в целях налогообложения.

Также, в частности, обращено внимание на то, что при выплате доходов российская организация - налоговый агент вправе учитывать положения иных (неналоговых) соглашений, действие которых не приостановлено (в пример приводится соглашение с Нидерландами о торговом судоходстве от 28.05.1969).

2) На территории РФ вводятся в действие 6 документов международных стандартов аудита

Приказ Минфина России от 16.10.2023 N 166н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 9 января 2019 г. N 2н"

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

Приказом введены в действие:

  • Международный стандарт управления качеством 1 "Управление качеством в аудиторских организациях, проводящих аудит или обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, или задания по оказанию сопутствующих услуг";
  • Международный стандарт управления качеством 2 "Проверки качества выполнения заданий";
  • Международный стандарт аудита 220 (пересмотренный) "Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности";
  • Международный стандарт аудита 600 (пересмотренный) "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)";
  • согласующиеся и прочие поправки к другим международным стандартам вследствие принятия МСА 600 (пересмотренного);
  • согласующиеся поправки в международные стандарты аудита (МСА) и связанные материалы, возникшие в связи с реализацией проекта по управлению качеством.

3) Изложена позиция Минфина о применении ФСБУ при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций

<Письмо> ФНС России от 12.12.2023 N БС-4-21/15532@ "О применении федеральных стандартов бухгалтерского учета в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций (в части обоснованности обесценения)"

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

Проверка основных средств на обесценение и отражение изменения их балансовой стоимости вследствие обесценения является обязанностью организаций, за исключением случаев, предусмотренных ФСБУ 6/2020 и МСФО 36.

Также указано, что при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций как среднегодовой стоимости имущества в отношении объектов основных средств, проверенных на обесценение, организация учитывает изменение их балансовой стоимости вследствие обесценения.

4) Внесены изменения в НК РФ в целях интеграции цифрового рубля в систему налогового регулирования

Федеральный закон от 19.12.2023 N 610-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

Подписанным законом, в частности:
  • в НК РФ закрепляется понятие счета цифрового рубля как счета, открытого оператором платформы цифрового рубля на основании договора счета цифрового рубля;
  • устанавливается возможность взыскания задолженности с налогоплательщика (налогового агента) за счет его цифровых рублей при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика;
  • закрепляется право налоговых органов приостанавливать операции по счетам цифрового рубля, открытым на платформе цифрового рубля, и требовать от оператора платформы цифрового рубля документы, подтверждающие факт списания со счета цифрового рубля налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;
  • от налогообложения освобождаются операции по открытию и ведению счетов цифрового рубля организаций и физических лиц и осуществлению переводов (перечислений) денежных средств с использованием платформы цифрового рубля.

Кроме этого, документом устанавливается порядок налогообложения операций со счетом цифрового рубля, аналогичный порядку совершения операций с банковским счетом, определяются обязанности оператора платформы цифрового рубля и ответственность за несоблюдение этих обязанностей.

Предусмотрены и иные новшества. Необходимые изменения внесены в том числе в закон о проведении эксперимента по применению налогового режима "Налог на профессиональный доход" и закон о проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения".

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 года.

5) Установлен порядок определения налоговой базы по НДС при последующей реализации автомобилей и мотоциклов, приобретенных у физлиц

Федеральный закон от 19.12.2023 N 612-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

Для случаев реализации транспортных средств, приобретенных у физлиц для перепродажи, применяется особый порядок определения налоговой базы, предусмотренный пунктом 5.1 статьи 154 НК РФ.

Согласно принятому закону этот порядок применяется только в случае, если такие физлица не являются плательщиками НДС, а ТС находились в их собственности и эти ТС были на них зарегистрированы.

В случае дальнейшей перепродажи этих ТС при соблюдении установленных условий налоговую базу по НДС необходимо будет определять в соответствии с новым пунктом 5.2 статьи 154 НК РФ.

Новый порядок применяется к операциям по реализации автомобилей и мотоциклов, осуществляемым начиная со дня вступления в силу настоящего федерального закона.

6) Сообщено о применении ФСБУ в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении объектов основных средств, учитываемых по первоначальной стоимости

<Письмо> ФНС России от 19.12.2023 N БС-4-21/15877@ "О применении федеральных стандартов бухгалтерского учета в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении объектов основных средств, учитываемых по первоначальной стоимости"

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

В числе прочего указано, что на основании пункта 24 ФСБУ 6/2020 первоначальная стоимость объекта основных средств увеличивается на сумму капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением этого объекта.

При осуществлении капвложений по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, фактическими затратами считается справедливая стоимость передаваемых имущества, имущественных прав, работ, услуг, определяемая в соответствии с МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости".

Таким образом, если договором купли-продажи предусматриваются дополнительные условия об исполнении покупателем обязательств неденежными средствами, то фактическими затратами (в части оплаты неденежными средствами), учитываемыми при определении первоначальной стоимости таких объектов основных средств, считается справедливая стоимость передаваемого имущества.

7) Рекомендации Минфина РФ по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год

"Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2023 год" (приложение к письму Минфина России от 26.12.2023 N 07-04-09/126152)

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

Основные рекомендации к аудиторам следующие:

  • учитывать продолжение существенного влияния геополитическая обстановки, санкционных ограничений и ответных мер на деятельность и бухгалтерскую отчетность аудируемых лиц.
  • на протяжении всего аудита аудитор должен с повышенным вниманием подходить к аудиторским доказательствам в способности аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность.
  • учитывать особенности аудита консолидированной финансовой отчетности в случае раскрытия ее с изъятием отдельных сведений.
  • помнить о соблюдении аудиторами принципа конфиденциальности и правил независимости.

Кроме того, разъяснены некоторые вопросы, касающиеся составления бухгалтерской отчетности в части совершения отдельных операций, а также особенности составления годовой бухгалтерской отчетности кредитными организациями, НФО, бюро кредитных историй, кредитными рейтинговыми агентствами.
Новости законодательства