Новости

Обзор изменения законодательства за октябрь 2022 г

1. ФНС представила разъяснения по вопросам исполнения обязанностей налогоплательщика в связи с проведением мобилизации

Письмо ФНС России от 28.09.2022 N АБ-4-19/12835@

О направлении вопросов и ответов для предоставления разъяснений в связи с проведением частичной мобилизации в Российской Федерации

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

В Письме даны разъяснения в том числе по следующим вопросам: как узнать сумму долга, как оплатить начисления или долг за мобилизованное лицо, как получить налоговый вычет по уже сданной декларации 3-НДФЛ.

2. ФНС представила обзор судебной практики по вопросам доначисления налогов в связи с использованием "технических" организаций

Письмо ФНС России от 10.10.2022 N БВ-4-7/13450@

О направлении обзора судебной практики по вопросам установления действительных налоговых обязательств налогоплательщика по итогам налоговой проверки

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

Судебной практикой сформулирован подход, согласно которому при выявление необоснованной налоговой выгоды налоговые органы не освобождаются от обязанности принимать исчерпывающие меры, направленные на установление действительного размера налогового обязательства налогоплательщика, как если бы он не злоупотреблял правом. Приведены решения судебных инстанций, предусматривающие, в частности, следующее:

  • если в цепочку поставки товаров включены "технические" компании, и в распоряжении налогового органа имеются доказательства, позволяющие установить лицо, которое действовало в рамках легального хозяйственного оборота, то необоснованной налоговой выгодой покупателя может быть признана та часть расходов, которая приходится на наценку, добавленную "техническими" компаниями;
  • раскрытие налогоплательщиком после налоговой проверки реального контрагента посредством подачи уточненных налоговых деклараций за уже проверенный период, не допускает формального подхода и влечет необходимость оценки доводов о раскрытии реального контрагента.

3. ФНС даны разъяснения в части налоговых обязательств при выявлении схем "дробления бизнеса"

Письмо ФНС России от 14.10.2022 N БВ-4-7/13774@ "О возврате излишне уплаченной суммы налога"

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

Суммы налога УСН, уплаченные элементами схемы дробления бизнеса в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности, должны учитываться при определении размеров общережимных налогов, а также пеней и штрафов, доначисляемых налогоплательщику, уличенному в организации «серой» схемы.

А именно, размер доначислений должен быть уменьшен таким образом, как если бы «упрощенный» налог, уплаченный «техническими» компаниями в рамках проверяемых периодов, уплачивался налогоплательщиком-организатором.

Приведенный порядок надлежит применить в отношении решений по проверкам, которые: не вступили в силу; вступили в силу, но срок их обжалования не истек; в отношении которых отсутствует вступившее в силу решение суда первой инстанции (в случае их обжалования).

4. О признании в налоговом учете положительных и отрицательных курсовых разниц от переоценки требований (обязательств) в иностранной валюте

Письмо ФНС России от 07.10.2022 N СД-4-3/13426@

О признании в 2022 году доходов и расходов в виде курсовых разниц от переоценки требований (обязательств)

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

Схожие данному Письму разъяснения давал и Минфин РФ в Письме от 23.06.2022 N 03-03-06/1/60032 (см. «Новости законодательства за июнь 2022 г.»), уточнены лишь даты признания доходов и расходов в виде курсовых разниц.

Положительные (отрицательные) курсовые разницы от переоценки непрекращенных (неисполненных) требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, следует определять на последнее число каждого месяца (абз.2 п.8 ст.271, абз.2 п.10 ст.272 НК РФ). На конец каждого месяца по-прежнему нужно определять курсовые разницы, сравнивая рублевый эквивалент каждого непрекращенного (неисполненного) требования (обязательства) на последнее число текущего месяца с рублевым эквивалентом этого требования (обязательства) по состоянию на последнее число предыдущего месяца или по состоянию на дату его возникновения (в зависимости от того, что произошло позднее).

Если при этом возникли положительные курсовые разницы, то они будут признаны в течение 2022 - 2024 годов только на дату прекращения (исполнения) соответствующего требования (обязательства). Если же в 2022 году возникли отрицательные курсовые разницы, то они признаются, как и прежде, на последнее число текущего месяца или на дату прекращения (исполнения) соответствующего требования (обязательства), в зависимости от того, что произошло раньше.

При этом совокупно признавать курсовые разницы запрещается (как по требованиям и обязательствам, так и между месяцами внутри отчетного (налогового) периода).

5. ФНС разъяснила, в каких случаях оплата проезда после даты окончания командировки не является доходом, облагаемым НДФЛ

Письмо Минфина России от 05.10.2022 N 03-04-05/96040

О налогообложении сумм возмещения организацией расходов работника по проезду до места командировки и обратно в случае, если дата, указанная в проездном документе, не совпадает с датой окончания командировки>

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

Если работник возвращается из командировки позднее даты, указанной в приказе о командировании, оплата его обратного проезда облагается налогом в случае, если сразу после командировки работнику предоставляется отпуск, который он проводит в месте командирования.

Если работник остается в месте командирования, используя выходные или нерабочие праздничные дни, оплата проезда от места проведения свободного времени до места работы не приведет к возникновению налогооблагаемого дохода.

6. С 1 декабря 2022 г. вводится новый порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в рамках закона о противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ)

Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 N 1773

"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

Введен новый порядок применения субъектами первичного финансового мониторинга (кредитные, страховые организации, профессиональные участники рынка ЦБ, операторы информационных платформ и иные организации, перечисленные ст. 5 115-ФЗ) мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в отношении организаций и физических лиц, включенных в составляемые Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения.

7. О налоговой политике на ближайшие годы

Информация Минфина России от 14.10.2022

"Алексей Сазанов встретился с бизнесом и обсудил вопросы налоговой политики"

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

Некоторые тезисы из сообщений статс-секретаря - замминистра финансов Алексей Сазанов:

  • системные изменения преференциальных налоговых режимов, отказ от каких-либо из них на данном этапе не планируются. Возможна точечная донастройка для пресечения злоупотреблений фирмами-однодневками;
  • планируется дорабатывать и совершенствовать законодательство о КИК (контролируемых иностранных компаниях), чтобы те КИК, которые в сложившейся ситуации физически не могут распределять свою прибыль, имели бы возможность воспользоваться правом на освобождение этой прибыли от налогообложения.

8. Уточнены сроки размещения на сайте ФНС России открытых данных об организациях-налогоплательщиках

Приказ ФНС России от 13.09.2022 N ЕД-7-14/830@

"О внесении изменений в приложение к Приказу Федеральной налоговой службы от 29 декабря 2016 года N ММВ-7-14/729@"

(Зарегистрировано в Минюсте России 18.10.2022 N 70588)

Комментарий аудиторов АКФ «МИАН»:

Установлены новые сроки размещения сведений в форме наборов открытых данных на сайте ФНС России, а также уточнен состав размещаемых сведений в связи с введением института единого налогового счета.
Новости законодательства